Top.Mail.Ru
ПРОГРАММА КОНЦЕРТА 2024
Мы рады приветствовать вас на Гала «Классика на Дворцовой»! Концерт каждого года — уникален, и в этот раз вас тоже ждет немало сюрпризов.

Пользоваться этой программкой можно по-разному: просто прочитать содержание или взглянуть в глаза композиторов (признаемся, что некоторые портреты было крайне трудно найти), или прочесть небольшие эссе об авторах и их шедеврах.

Мы искренне желаем Вам незабываемых минут встречи с прекрасной Музыкой. А если Вы захотите услышать «Классику» снова — это всегда можно сделать в свободном доступе на Wink.

31 мая, Дворцовая площадь
Вольфганг Амадей Моцарт
УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «ЛУЦИЙ СУЛЛА»
Вольфганг Амадей
«Любимый Богом» – так с латыни переводится имя «Амадей». И в случае с Вольфгангом Амадеем Моцартом ясно – имя это он носил не зря. В три года Моцарт уже тянулся к клавишам клавесина, в четыре освоил скрипку, в пять написал первую пьесу, в восемь – первую симфонию, в десять – первую оперу. С раннего детства колесил по Европе, играя перед монархами и вельможами. Нарядный камзольчик, детская непосредственность, трюки, вроде игры с завязанными глазами – все это приводило в восторг знатную публику. Отец надеялся, что Вольфганг устроится при дворе на долгую безбедную жизнь. Но все вундеркинды однажды вырастают и перестают слушаться отцов. Слова «фрилансер» тогда не существовало, однако Моцарт выбрал именно такой путь. Скинул образ «чудо-ребенка», взяв с собой из детства феноменальный дар творить без мук, будто кто-то свыше диктовал ему ноты готовых партитур. Сочинял много – сонаты, симфонии, оперы, мессы. Всего более 600 опусов. Последним стал скорбный Реквием, который Моцарт так и не успел окончить. Позади было 35 коротких лет земной жизни. Впереди была вечность.
вертюра из оперы «Луций Сулла»
Луций Сулла наводил на современников ужас, беспощадно расправляясь как с целыми городами противников, так и с личными врагами. Но в исторической памяти он остался не кровавым тираном, а редким диктатором, добровольно отказавшимся от власти. Около 79 года до нашей эры Сулла объявил себя обычным гражданином Рима и провел остаток дней за шумными пирами. Отчего так? Историки спорят до сих пор. Оперные либреттисты находили на этот вопрос неизменный ответ – Луций пережил любовную драму. А опер о нем написано немало! Георг Фридрих Гендель, Иоганн Кристиан Бах, Вольфганг Амадей Моцарт – все они обращались к сюжету о римском тиране. Премьеру оперы Моцарта публика встретила бурными овациями. Особо отмечали возраст автора – 16 лет! Сегодня его «Луций Сулла» на театральных афишах встречается не часто. Тем интереснее послушать увертюру из раннего опуса, в котором вчерашний вундеркинд Моцарт предстает настоящим мастером.
Исполняют:

Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона

Шоу-балет «Barinov show»

Шоу-балет «Антре»
оцарт
Вольфганг Амадей
«Любимый Богом» – так с латыни переводится имя «Амадей». И в случае с Вольфгангом Амадеем Моцартом ясно – имя это он носил не зря. В три года Моцарт уже тянулся к клавишам клавесина, в четыре освоил скрипку, в пять написал первую пьесу, в восемь – первую симфонию, в десять – первую оперу. С раннего детства колесил по Европе, играя перед монархами и вельможами. Нарядный камзольчик, детская непосредственность, трюки, вроде игры с завязанными глазами – все это приводило в восторг знатную публику. Отец надеялся, что Вольфганг устроится при дворе на долгую безбедную жизнь. Но все вундеркинды однажды вырастают и перестают слушаться отцов. Слова «фрилансер» тогда не существовало, однако Моцарт выбрал именно такой путь. Скинул образ «чудо-ребенка», взяв с собой из детства феноменальный дар творить без мук, будто кто-то свыше диктовал ему ноты готовых партитур. Сочинял много – сонаты, симфонии, оперы, мессы. Всего более 600 опусов. Последним стал скорбный Реквием, который Моцарт так и не успел окончить. Позади было 35 коротких лет земной жизни. Впереди была вечность.
вертюра из оперы «Луций Сулла»
Луций Сулла наводил на современников ужас, беспощадно расправляясь как с целыми городами противников, так и с личными врагами. Но в исторической памяти он остался не кровавым тираном, а редким диктатором, добровольно отказавшимся от власти. Около 79 года до нашей эры Сулла объявил себя обычным гражданином Рима и провел остаток дней за шумными пирами. Отчего так? Историки спорят до сих пор. Оперные либреттисты находили на этот вопрос неизменный ответ – Луций пережил любовную драму. А опер о нем написано немало! Георг Фридрих Гендель, Иоганн Кристиан Бах, Вольфганг Амадей Моцарт – все они обращались к сюжету о римском тиране. Премьеру оперы Моцарта публика встретила бурными овациями. Особо отмечали возраст автора – 16 лет! Сегодня его «Луций Сулла» на театральных афишах встречается не часто. Тем интереснее послушать увертюру из раннего опуса, в котором вчерашний вундеркинд Моцарт предстает настоящим мастером.
Исполняют:

Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона

Шоу-балет «Barinov show»

Шоу-балет «Антре»
оцарт
джузеппе верди
Ансамбль из I акта оперы «Бал-маскарад»
Джузеппе
Биография великого Верди заставляет задуматься о переменчивости судьбы. Когда-то Джузеппе не приняли в Миланскую консерваторию – сегодня эта консерватория носит его имя. Его «Травиата» на премьере оглушительно провалилась – сегодня вы едва ли отыщите на свете театр без этой оперы в репертуаре. В расцвете лет композитор решил окончить карьеру и удалиться на покой, но все свои главные шедевры написал после этого. Сын деревенского трактирщика и пряхи, Верди рано узнал, что такое настоящий успех. Ему было 26 лет, когда миланский «Ла Скала» поставил его первую оперу. После этого были взлеты и падения: темпераментная итальянская публика то превозносила его до небес, то упрекала в «дурном вкусе и отсутствии мастерства». Но мелодии из «Риголетто», «Травиаты», «Аиды», «Трубадура», «Отелло» неизменно разлетались по всей Италии, а затем и по миру, их напевали на улицах, они звучали из шарманок на рынках и площадях. Сегодня эти мелодии знают даже те, кто не может причислить себя к числу заядлых опероманов. И первым именем, которое придет в голову при упоминании итальянской оперы, несомненно, будет имя Джузеппе Верди.
нсамбль из I акта оперы «Бал-маскарад»
«Я могу положить на музыку хоть газету, но публика в театре прощает все, кроме скуки», – уверял Верди. Не потому ли сюжеты всех его опер так головоломно запутаны? Впрочем, опера «Бал-маскарад» – случай особый! Композитор взял за основу пьесу о шведском короле Густаве III, убитом на балу. А незадолго до премьеры итальянец Орсини совершил покушение на Наполеона III. Во избежание ненужных аналогий цензоры спешно приказали – никаких королей, никакой Европы на оперной сцене. Верди подумал и… перенес действие «Бала-маскарада» в США. Музыки при этом не меняя! Так вместо дворца шведа Густава в опере появился дом губернатора Бостона Ричарда – ему и предрекла смерть от руки друга гадалка Ульрика. Мрачное предсказание сбудется. Но в Ансамбле финала I акта на трагическую развязку нет и намека, музыка полна фирменного вердиевского искрящегося веселья.
Исполняют:
Юлия Музыченко, Семен Антаков, Игорь Морозов, Концертный хор Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона
Musatov Team
Barinov show
Шоу-балет «Антре»

ерди
Джузеппе
Биография великого Верди заставляет задуматься о переменчивости судьбы. Когда-то Джузеппе не приняли в Миланскую консерваторию – сегодня эта консерватория носит его имя. Его «Травиата» на премьере оглушительно провалилась – сегодня вы едва ли отыщите на свете театр без этой оперы в репертуаре. В расцвете лет композитор решил окончить карьеру и удалиться на покой, но все свои главные шедевры написал после этого. Сын деревенского трактирщика и пряхи, Верди рано узнал, что такое настоящий успех. Ему было 26 лет, когда миланский «Ла Скала» поставил его первую оперу. После этого были взлеты и падения: темпераментная итальянская публика то превозносила его до небес, то упрекала в «дурном вкусе и отсутствии мастерства». Но мелодии из «Риголетто», «Травиаты», «Аиды», «Трубадура», «Отелло» неизменно разлетались по всей Италии, а затем и по миру, их напевали на улицах, они звучали из шарманок на рынках и площадях. Сегодня эти мелодии знают даже те, кто не может причислить себя к числу заядлых опероманов. И первым именем, которое придет в голову при упоминании итальянской оперы, несомненно, будет имя Джузеппе Верди.
нсамбль из I акта оперы «Бал-маскарад»
«Я могу положить на музыку хоть газету, но публика в театре прощает все, кроме скуки», – уверял Верди. Не потому ли сюжеты всех его опер так головоломно запутаны? Впрочем, опера «Бал-маскарад» – случай особый! Композитор взял за основу пьесу о шведском короле Густаве III, убитом на балу. А незадолго до премьеры итальянец Орсини совершил покушение на Наполеона III. Во избежание ненужных аналогий цензоры спешно приказали – никаких королей, никакой Европы на оперной сцене. Верди подумал и… перенес действие «Бала-маскарада» в США. Музыки при этом не меняя! Так вместо дворца шведа Густава в опере появился дом губернатора Бостона Ричарда – ему и предрекла смерть от руки друга гадалка Ульрика. Мрачное предсказание сбудется. Но в Ансамбле финала I акта на трагическую развязку нет и намека, музыка полна фирменного вердиевского искрящегося веселья.
Исполняют:
Юлия Музыченко, Семен Антаков, Игорь Морозов, Концертный хор Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона
Musatov Team
Barinov show
Шоу-балет «Антре»

ерди
джоаккино россини
ария золушки
ария дона базилио из оперы «Севильский цирюльник»
Джоаккино
«После смерти Наполеона нашелся еще один человек, о котором все время толкуют повсюду: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте», – говорил о Россини писатель Стендаль. Сын оркестранта-валторниста и оперной певицы, Джоаккино с детства знал театральное закулисье. Его будущие родители познакомились, выступая с разными провинциальными труппами. Продолжили гастролировать и после того, как «служебный роман» окончился свадьбой и рождением сына. Отличный голос мальчика давал им надежды на его большое вокальное будущее, озорной нрав – внушал опасения. Наказания не помогали. Взяться за ум помогло увлечение композицией. Первую из своих 39 опер Россини сочинил четырнадцатилетним подростком. Последнюю – в 37 лет, на пике всемирной славы. После этого композитор проживет почти четыре десятилетия. Будет сочинять духовную музыку, пьесы с забавными названиями, отражающими его страстное увлечение кулинарией («Романтические отбивные», «Закуски») или ухудшающееся здоровье («Болеутоляющая музыка», «Астматический этюд»). Но опер больше не создаст. Ни одной. Отчего? Это так и останется загадкой. Написанного ранее вполне хватило, чтобы навсегда вознести имя Россини на вершину оперного Олимпа.
рия Золушки из оперы «золушка»
Никакой феи-крестной, злой мачехи, мало того – никакой хрустальной туфельки в опере Россини «Золушка» нет! Тыква здесь не превращается в карету (но зато и карета тыквой не обернется), а Принц меняется нарядом со своим слугой, чтобы найти себе жену – ту самую, единственную, кто полюбит его не за королевскую кровь и богатство, а за личные качества. Чудно, да и только! Готовя представление к зимнему Римскому карнавалу 1817 года, Россини и его либреттисты переделали знакомую сказку с волшебством и превращениями в оперу-буфф с переодеваниями и комическими сценами. Без изменений остались образы спесивых, глупых сестер и самой Золушки – бедной служанки в собственной семье, замарашки с добрым сердцем. В финале она, как и положено, станет невестой наследника престола. И споет по этому поводу виртуознейшую арию.
Исполняет:
Майя Гоур


рия дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник»
В феврале 1816 года в римском театре «Аржентино» давали премьеру. После окончания I действия из здания выскочил человек, сел в карету и укатил в неизвестном направлении. Это был Джоаккино Россини. Композитор бежал из театра. Его «Севильский цирюльник» провалился! Истоки этого провала, как ни удивительно, вели … на Дворцовую площадь Санкт-Петербурга! Здесь, в Зимнем дворце еще в 1782 году была поставлена опера «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность» итальянца Джованни Паизиелло – в ту пору придворного композитора Екатерины II. После успеха в России опера быстро завоевала Европу. Авторитет Паизиелло был столь высок, что молодой Россини письменно испросил у него разрешения взять в качестве либретто ту же пьесу Бомарше. Тот дал согласие. Но проявил предосторожность (конечно, тщетную!). По слухам, именно Паизиелло нанял клакеров, устроивших на первом спектакле наглеца-Россини свист и крики. Впрочем, не будет клеветать. Возможно, почитатели Паизиелло затеяли скандал по собственной воле. В любом случае совсем скоро «Цирюльник» Россини затмил оперу его старшего коллеги. И, словно ответом на давнюю историю, на Дворцовой прозвучит знаменитая ария «Клевета» дона Базилио.

Исполняет:
Матеус Франса

оссини
Джоаккино
«После смерти Наполеона нашелся еще один человек, о котором все время толкуют повсюду: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте», – говорил о Россини писатель Стендаль. Сын оркестранта-валторниста и оперной певицы, Джоаккино с детства знал театральное закулисье. Его будущие родители познакомились, выступая с разными провинциальными труппами. Продолжили гастролировать и после того, как «служебный роман» окончился свадьбой и рождением сына. Отличный голос мальчика давал им надежды на его большое вокальное будущее, озорной нрав – внушал опасения. Наказания не помогали. Взяться за ум помогло увлечение композицией. Первую из своих 39 опер Россини сочинил четырнадцатилетним подростком. Последнюю – в 37 лет, на пике всемирной славы. После этого композитор проживет почти четыре десятилетия. Будет сочинять духовную музыку, пьесы с забавными названиями, отражающими его страстное увлечение кулинарией («Романтические отбивные», «Закуски») или ухудшающееся здоровье («Болеутоляющая музыка», «Астматический этюд»). Но опер больше не создаст. Ни одной. Отчего? Это так и останется загадкой. Написанного ранее вполне хватило, чтобы навсегда вознести имя Россини на вершину оперного Олимпа.
рия Золушки из оперы «золушка»
Никакой феи-крестной, злой мачехи, мало того – никакой хрустальной туфельки в опере Россини «Золушка» нет! Тыква здесь не превращается в карету (но зато и карета тыквой не обернется), а Принц меняется нарядом со своим слугой, чтобы найти себе жену – ту самую, единственную, кто полюбит его не за королевскую кровь и богатство, а за личные качества. Чудно, да и только! Готовя представление к зимнему Римскому карнавалу 1817 года, Россини и его либреттисты переделали знакомую сказку с волшебством и превращениями в оперу-буфф с переодеваниями и комическими сценами. Без изменений остались образы спесивых, глупых сестер и самой Золушки – бедной служанки в собственной семье, замарашки с добрым сердцем. В финале она, как и положено, станет невестой наследника престола. И споет по этому поводу виртуознейшую арию.
Исполняет:
Майя Гоур


рия дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник»
В феврале 1816 года в римском театре «Аржентино» давали премьеру. После окончания I действия из здания выскочил человек, сел в карету и укатил в неизвестном направлении. Это был Джоаккино Россини. Композитор бежал из театра. Его «Севильский цирюльник» провалился! Истоки этого провала, как ни удивительно, вели … на Дворцовую площадь Санкт-Петербурга! Здесь, в Зимнем дворце еще в 1782 году была поставлена опера «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность» итальянца Джованни Паизиелло – в ту пору придворного композитора Екатерины II. После успеха в России опера быстро завоевала Европу. Авторитет Паизиелло был столь высок, что молодой Россини письменно испросил у него разрешения взять в качестве либретто ту же пьесу Бомарше. Тот дал согласие. Но проявил предосторожность (конечно, тщетную!). По слухам, именно Паизиелло нанял клакеров, устроивших на первом спектакле наглеца-Россини свист и крики. Впрочем, не будет клеветать. Возможно, почитатели Паизиелло затеяли скандал по собственной воле. В любом случае совсем скоро «Цирюльник» Россини затмил оперу его старшего коллеги. И, словно ответом на давнюю историю, на Дворцовой прозвучит знаменитая ария «Клевета» дона Базилио.

Исполняет:
Матеус Франса

оссини
лео делиб
Дуэт цветов из оперы «Лакме»
Лео
Блеск и грация, остроумие, легкость и тонкий вкус – не за это ли мы ценим Францию? Музыка парижанина Лео Делиба сполна обладает всеми перечисленными качествами. Между тем, слава пришла к композитору не сразу. Выпускник Парижской консерватории, Делиб с молодости видел свою фамилию на афишах. Его сочинения – «На два су угольков», «Шесть девиц на выданье» и еще пара десятков водевилей и оперетт исправно ставились в театре «Буфф-Паризьен». Но останься Делиб лишь автором этих непритязательных опусов, едва ли мы бы знали его фамилию сегодня. Истинный успех ждал композитора в 1870-е годы, когда один за другим были поставлены его балеты «Коппелия» и «Сильвия». А с апреля 1883-го триумфальное шествие по сценам мира начала опера «Лакме». Фридрих Ницше однажды язвительно заметил: «Лео Делиб нравится мне тем, что никогда не претендовал на глубину». Что ж, композитор и правда не стал великим реформатором искусства, не поднимал в своем творчестве неразрешимых философских вопросов. Но разве лишь за этим мы идем в театр? Лучшие страницы музыки Делиба и сегодня пьянят, как бокал хорошего французского вина, аромат которого не меркнет с годами.
уэт цветов из оперы «Лакме»
В 1879 году офицер Пьер Лоти опубликовал свою первую книгу – роман о любви моряка-француза и турчанки. Морского дела он после этого не оставил, побывал по службе в Японии, Индии, Полинезии. И о каждой стране написал по новелле, героями которых неизменно были местная красавица и влюбленный в нее европеец. Книгами Лоти зачитывались Марсель Пруст, Поль Гоген, без них не появилась бы опера «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Но это уже другая история.
В 1880-м во Францию приехала американская певица-сопрано Мария ван Зандт. Пению она училась в Италии, блистала на разных сценах, решила покорить и Париж. Позднее Мария не раз посетит с гастролями Россию, выйдет здесь и поселится в Москве. Но это будет уже в другой жизни.
В начале 1882 года Лео Делиб ехал на поезде из Вены, размышляя о своей судьбе. Его балеты пользовались успехом, но Делиб мечтал остаться в истории оперным композитором. В его дорожном саквояже уже лежал роман Лоти о дочери индийского жреца и британском офицере.
Эти три сюжетные линии сошлись весной 1883 года в театре «Опера Комик». Здесь прошла премьера оперы Делиба «Лакме» по роману Пьера Лоти с главной партией, созданной специально для Марии ван Зандт. Сразу после премьеры стало ясно, что мечта Лео Делиба исполнилась: публика с замиранием сердца следила за историей трагической любви, попутно наслаждаясь виртуозными вокальными номерами. Лучшим из них был признан «Дуэт цветов», который навсегда остался музыкальной визитной карточкой Делиба.
Исполняют:
Майя Гоур и Юлия Музыченко

Московская комплексная школа олимпийского резерва «Север»

Команда формейшн «Вера»

елиб
Лео
Блеск и грация, остроумие, легкость и тонкий вкус – не за это ли мы ценим Францию? Музыка парижанина Лео Делиба сполна обладает всеми перечисленными качествами. Между тем, слава пришла к композитору не сразу. Выпускник Парижской консерватории, Делиб с молодости видел свою фамилию на афишах. Его сочинения – «На два су угольков», «Шесть девиц на выданье» и еще пара десятков водевилей и оперетт исправно ставились в театре «Буфф-Паризьен». Но останься Делиб лишь автором этих непритязательных опусов, едва ли мы бы знали его фамилию сегодня. Истинный успех ждал композитора в 1870-е годы, когда один за другим были поставлены его балеты «Коппелия» и «Сильвия». А с апреля 1883-го триумфальное шествие по сценам мира начала опера «Лакме». Фридрих Ницше однажды язвительно заметил: «Лео Делиб нравится мне тем, что никогда не претендовал на глубину». Что ж, композитор и правда не стал великим реформатором искусства, не поднимал в своем творчестве неразрешимых философских вопросов. Но разве лишь за этим мы идем в театр? Лучшие страницы музыки Делиба и сегодня пьянят, как бокал хорошего французского вина, аромат которого не меркнет с годами.
уэт цветов из оперы «Лакме»
В 1879 году офицер Пьер Лоти опубликовал свою первую книгу – роман о любви моряка-француза и турчанки. Морского дела он после этого не оставил, побывал по службе в Японии, Индии, Полинезии. И о каждой стране написал по новелле, героями которых неизменно были местная красавица и влюбленный в нее европеец. Книгами Лоти зачитывались Марсель Пруст, Поль Гоген, без них не появилась бы опера «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Но это уже другая история.
В 1880-м во Францию приехала американская певица-сопрано Мария ван Зандт. Пению она училась в Италии, блистала на разных сценах, решила покорить и Париж. Позднее Мария не раз посетит с гастролями Россию, выйдет здесь и поселится в Москве. Но это будет уже в другой жизни.
В начале 1882 года Лео Делиб ехал на поезде из Вены, размышляя о своей судьбе. Его балеты пользовались успехом, но Делиб мечтал остаться в истории оперным композитором. В его дорожном саквояже уже лежал роман Лоти о дочери индийского жреца и британском офицере.
Эти три сюжетные линии сошлись весной 1883 года в театре «Опера Комик». Здесь прошла премьера оперы Делиба «Лакме» по роману Пьера Лоти с главной партией, созданной специально для Марии ван Зандт. Сразу после премьеры стало ясно, что мечта Лео Делиба исполнилась: публика с замиранием сердца следила за историей трагической любви, попутно наслаждаясь виртуозными вокальными номерами. Лучшим из них был признан «Дуэт цветов», который навсегда остался музыкальной визитной карточкой Делиба.
Исполняют:
Майя Гоур и Юлия Музыченко

Московская комплексная школа олимпийского резерва «Север»

Команда формейшн «Вера»

елиб
джакомо пуччини
Ария Каварадосси из оперы «Тоска»
Вальс Мюзетты из оперы «Богема»


В биографии Пуччини можно найти не один сюжет для лихо закрученного оперного либретто. Тут и роман с замужней дамой, и раздоры с друзьями… Случались в его карьере и провалы опер. Но из любой ситуации композитор умел выйти победителем. Несколько поколений его семьи были музыкантами. Но кто бы знал фамилию Пуччини, если бы не Джакомо? В юности, подобно героям своей «Богемы», он скитался по мансардам и выбирал: пообедать или пойти в театр, оставшись голодным? Уже к середине жизни его оперы шли на четырех континентах, сам композитор владел несколькими виллами, а в его личном парке было несколько авто. Когда он начинал сочинять, к опере было приковано всеобщее внимание: премьер ждали, как сегодня ожидают выхода новых блокбастеров. Когда композитор оканчивал путь, карту Европы уже перекроила Первая Мировая война, а в искусстве задавали тон авангардисты. Но оперы Пуччини по-прежнему вызывали ажиотаж. Его музыка окажется последним роскошным аккордом блестящей эпохи итальянской оперы – эпохи, которая говорила о страстях и чувствах на божественном языке бельканто.
ДЖАКОМО
УЧЧИНИ
Исполняет:
Юлия Музыченко


Шумный Париж, где всегда есть место, как роскоши, так и нищете. Четверо юных героев, у которых вечно не хватает денег на дрова, но неизменно находятся средства на кутежи. Жаркая страсть и неизлечимая болезнь… Пуччини счел роман Анри Мюрже «Из жизни богемы» идеальным сюжетом для либретто. Не остановило Джакомо и то, что его близкий друг композитор Руджеро Леонкавалло уже работал над оперой по этому роману! Друга Пуччини лишится. Но опера его прославит. В финальной сцене мало кто в зале удерживается от слез. Однако есть для контраста и место для улыбки. Например, ария-вальс Мюзетты. Оставив было нищего художника Марселя, девушка находит состоятельного ухажера. Но с богачом скучно, и Мюзетта пускает все свои чары на то, чтобы заново пленить бывшего возлюбленного. После кокетливой арии-вальса сомнений не останется – Марсель и Мюзетта снова окажутся вместе. Пусть и на время.
РИЯ КАрия Каварадосси из оперы «Тоска»
Пытки, убийство, расстрел и самоубийство – даже для итальянской оперной сцены, привычной к кровавым финалам, сюжет «Тоски» казался некоторым перебором. Либреттисты отговаривали от него Пуччини. Не торопился отдать права на свою пьесу и французский драматург Викторьен Сарду. Свою «Тоску» он написал специально для великой Сары Бернар, пьесой сразу же заинтересовались несколько композиторов. Пуччини вовсе не был из них самым известным. Но Джакомо всегда знал, чего хочет. Права на пьесу были получены, опера написана. И, хотя «Тоску» после премьеры упрекали в «музыкальном садизме», помешать успеху это не могло. Мрачная мелодрама на фоне вечного Рима, «Тоска» станет одной из самых репертуарных опер в истории. А ария ожидающего казни Каварадосси – любимым концертным номером всех теноров, желающих блеснуть артистизмом.
Исполняет:
Витторио Григоло

альс Мюзетты из оперы «Богема»
В биографии Пуччини можно найти не один сюжет для лихо закрученного оперного либретто. Тут и роман с замужней дамой, и раздоры с друзьями… Случались в его карьере и провалы опер. Но из любой ситуации композитор умел выйти победителем. Несколько поколений его семьи были музыкантами. Но кто бы знал фамилию Пуччини, если бы не Джакомо? В юности, подобно героям своей «Богемы», он скитался по мансардам и выбирал: пообедать или пойти в театр, оставшись голодным? Уже к середине жизни его оперы шли на четырех континентах, сам композитор владел несколькими виллами, а в его личном парке было несколько авто. Когда он начинал сочинять, к опере было приковано всеобщее внимание: премьер ждали, как сегодня ожидают выхода новых блокбастеров. Когда композитор оканчивал путь, карту Европы уже перекроила Первая Мировая война, а в искусстве задавали тон авангардисты. Но оперы Пуччини по-прежнему вызывали ажиотаж. Его музыка окажется последним роскошным аккордом блестящей эпохи итальянской оперы – эпохи, которая говорила о страстях и чувствах на божественном языке бельканто.
ДЖАКОМО
УЧЧИНИ
Исполняет:
Юлия Музыченко


Шумный Париж, где всегда есть место, как роскоши, так и нищете. Четверо юных героев, у которых вечно не хватает денег на дрова, но неизменно находятся средства на кутежи. Жаркая страсть и неизлечимая болезнь… Пуччини счел роман Анри Мюрже «Из жизни богемы» идеальным сюжетом для либретто. Не остановило Джакомо и то, что его близкий друг композитор Руджеро Леонкавалло уже работал над оперой по этому роману! Друга Пуччини лишится. Но опера его прославит. В финальной сцене мало кто в зале удерживается от слез. Однако есть для контраста и место для улыбки. Например, ария-вальс Мюзетты. Оставив было нищего художника Марселя, девушка находит состоятельного ухажера. Но с богачом скучно, и Мюзетта пускает все свои чары на то, чтобы заново пленить бывшего возлюбленного. После кокетливой арии-вальса сомнений не останется – Марсель и Мюзетта снова окажутся вместе. Пусть и на время.
РИЯ КАрия Каварадосси из оперы «Тоска»
Пытки, убийство, расстрел и самоубийство – даже для итальянской оперной сцены, привычной к кровавым финалам, сюжет «Тоски» казался некоторым перебором. Либреттисты отговаривали от него Пуччини. Не торопился отдать права на свою пьесу и французский драматург Викторьен Сарду. Свою «Тоску» он написал специально для великой Сары Бернар, пьесой сразу же заинтересовались несколько композиторов. Пуччини вовсе не был из них самым известным. Но Джакомо всегда знал, чего хочет. Права на пьесу были получены, опера написана. И, хотя «Тоску» после премьеры упрекали в «музыкальном садизме», помешать успеху это не могло. Мрачная мелодрама на фоне вечного Рима, «Тоска» станет одной из самых репертуарных опер в истории. А ария ожидающего казни Каварадосси – любимым концертным номером всех теноров, желающих блеснуть артистизмом.
Исполняет:
Витторио Григоло

альс Мюзетты из оперы «Богема»
джузеппе верди
Застольная песня из оперы «Травиата»
«Есть люди предопределенные: кому на роду написано быть всю жизнь пьяницей, кому – рогатым, кому – разбогатеть, кому – впасть в отчаяние. Моя судьба – непрерывно работать! Работать, высунув язык, как бешеная собака, до тех пор, пока меня не пристукнет палкой последний удар», – жаловался Джузеппе Верди и уверял, что пишет музыку исключительно ради заработка! Насколько искренен был композитор, сказать трудно. Ведь невозможно представить, что автор оперных шедевров не вкладывал в них всю свою душу. Известно, что истинное наслаждение Верди доставляла работа на своей вилле под Буссето. Здесь под зорким взором хозяина крестьяне разводили скот, делали вино и ветчину, выращивали кукурузу и пшеницу. Композитор сам выписывал для своего сада саженцы деревьев. Но при этом называл их именами собственных опер: платан «Риголетто», дуб «Трубадур». В честь «Травиаты» в саду появилась плакучая ива. Возможно, так Джузеппе Верди намекал на собственные горести, связанные с оперой, а может быть, на реакцию публики, которая неизменно проливает слезы над печальной судьбой ее героини.
«Высоко поднимем мы кубки веселья», – поют гости салона Виолетты Валери. Шампанское льется рекой, а в сердцах героев зарождается новое чувство… Так же шумно пировали когда-то на приемах парижской дамы полусвета Мари Дюплесси, а в толпе восторженных ухажеров был молодой Александр Дюма-сын. После ранней смерти Мари от чахотки он написал роман «Дама с камелиями», который с трудом пробился сквозь препоны цензуры: виданное ли дело, главная героиня – куртизанка! Верди, выбирая сюжет Дюма, рисковал еще сильнее. Ведь на оперной сцене условностей куда больше. Тем не менее, композитор довел провокацию до крайности. Никаких «дам», никаких «камелий», Верди назвал свою оперу «Падшая» – «Травиата». Скандал на премьере был почти запрограммирован. Но успеха опера добьется еще при жизни автора, когда публика наконец рассмотрит за «неприличной» историей драму несчастной женщины, способной на самопожертвование, и расслышит удивительную музыку Верди, в которой нашлось место не только драматическим ариям, но и игривой Застольной песне.
Исполняют:
Юлия Музыченко, Витторио Григоло и Концертный хор Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский академический театр балета имени Леонида Якобсона
Шоу-балет «Антре»

ДЖУЗЕППЕ
ЕРДИ
астольная песня из оперы «Травиата»
«Есть люди предопределенные: кому на роду написано быть всю жизнь пьяницей, кому – рогатым, кому – разбогатеть, кому – впасть в отчаяние. Моя судьба – непрерывно работать! Работать, высунув язык, как бешеная собака, до тех пор, пока меня не пристукнет палкой последний удар», – жаловался Джузеппе Верди и уверял, что пишет музыку исключительно ради заработка! Насколько искренен был композитор, сказать трудно. Ведь невозможно представить, что автор оперных шедевров не вкладывал в них всю свою душу. Известно, что истинное наслаждение Верди доставляла работа на своей вилле под Буссето. Здесь под зорким взором хозяина крестьяне разводили скот, делали вино и ветчину, выращивали кукурузу и пшеницу. Композитор сам выписывал для своего сада саженцы деревьев. Но при этом называл их именами собственных опер: платан «Риголетто», дуб «Трубадур». В честь «Травиаты» в саду появилась плакучая ива. Возможно, так Джузеппе Верди намекал на собственные горести, связанные с оперой, а может быть, на реакцию публики, которая неизменно проливает слезы над печальной судьбой ее героини.
«Высоко поднимем мы кубки веселья», – поют гости салона Виолетты Валери. Шампанское льется рекой, а в сердцах героев зарождается новое чувство… Так же шумно пировали когда-то на приемах парижской дамы полусвета Мари Дюплесси, а в толпе восторженных ухажеров был молодой Александр Дюма-сын. После ранней смерти Мари от чахотки он написал роман «Дама с камелиями», который с трудом пробился сквозь препоны цензуры: виданное ли дело, главная героиня – куртизанка! Верди, выбирая сюжет Дюма, рисковал еще сильнее. Ведь на оперной сцене условностей куда больше. Тем не менее, композитор довел провокацию до крайности. Никаких «дам», никаких «камелий», Верди назвал свою оперу «Падшая» – «Травиата». Скандал на премьере был почти запрограммирован. Но успеха опера добьется еще при жизни автора, когда публика наконец рассмотрит за «неприличной» историей драму несчастной женщины, способной на самопожертвование, и расслышит удивительную музыку Верди, в которой нашлось место не только драматическим ариям, но и игривой Застольной песне.
Исполняют:
Юлия Музыченко, Витторио Григоло и Концертный хор Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский академический театр балета имени Леонида Якобсона
Шоу-балет «Антре»

ДЖУЗЕППЕ
ЕРДИ
астольная песня из оперы «Травиата»
Антонин Дворжак
ария Русалки из оперы «Русалка»
Он боялся открытых пространств, разводил голубей и обожал поезда, уверяя даже, что «отдал бы все свои симфонии, если бы мог изобрести паровоз». Но это, разумеется, шутка. За свою главную страсть – музыку, Антонину Дворжаку пришлось немало побороться. Отец, дед, прадед будущего композитора – все были мясниками, и Антонину, увы, полагалось унаследовать «фамильный бизнес». Из мясной лавки мальчик сбегал на постоялый двор, где вечерами играл любительский оркестр. И наконец, после долгих уговоров отец запряг телегу и отвез Антонина в Прагу учиться музыке. Впереди его ждали годы безвестности: Дворжак играл по ресторанам и театрам, а сочинял исключительно «в стол», до поры никому не показывая написанное. Композитору было уже 30 лет, когда партитура его оперы попала к редактору пражской музыкальной газеты. Просмотрев ноты, тот сразу объявил о рождении нового таланта. Так началась дорога к славе – в Чехии, а затем и за ее пределами. Десять опер, девять симфоний, знаменитые «Славянские танцы» – с Дворжаком в мировое искусство вошли чешские, словацкие, моравские мелодии и сюжеты.
Когда драматург Ярослав Квапил окончил новое либретто, соединившее образы чешских сказок и популярный романтический сюжет о любви русалки и человека, то предложил его нескольким композиторам. На счастье, у всех у них были другие планы. Кроме Антонина Дворжака. В итоге из всего его оперного наследия именно «Русалка» обретет всемирную известность. Подобно Русалочке из сказки Ганса Христиана Андерсена, героиня оперы влюбляется в Принца. Выпрашивает для себя женский облик и душу, не ведая, что одновременно с ними обретет и способность страдать. Напрасно в своей выходной арии Русалка обращается к месяцу в небе с просьбой о помощи. Тот лишь безучастно скрывается за тучей. Любовь Русалки и Принца обречена, ведь граница мира земного и мира волшебного незыблема, и горе тому, кто попытается нарушить ее.
Исполняет:
Пумеза Матшикиза


Антонин
воржак
рия Русалки из оперы «Русалка»
Он боялся открытых пространств, разводил голубей и обожал поезда, уверяя даже, что «отдал бы все свои симфонии, если бы мог изобрести паровоз». Но это, разумеется, шутка. За свою главную страсть – музыку, Антонину Дворжаку пришлось немало побороться. Отец, дед, прадед будущего композитора – все были мясниками, и Антонину, увы, полагалось унаследовать «фамильный бизнес». Из мясной лавки мальчик сбегал на постоялый двор, где вечерами играл любительский оркестр. И наконец, после долгих уговоров отец запряг телегу и отвез Антонина в Прагу учиться музыке. Впереди его ждали годы безвестности: Дворжак играл по ресторанам и театрам, а сочинял исключительно «в стол», до поры никому не показывая написанное. Композитору было уже 30 лет, когда партитура его оперы попала к редактору пражской музыкальной газеты. Просмотрев ноты, тот сразу объявил о рождении нового таланта. Так началась дорога к славе – в Чехии, а затем и за ее пределами. Десять опер, девять симфоний, знаменитые «Славянские танцы» – с Дворжаком в мировое искусство вошли чешские, словацкие, моравские мелодии и сюжеты.
Когда драматург Ярослав Квапил окончил новое либретто, соединившее образы чешских сказок и популярный романтический сюжет о любви русалки и человека, то предложил его нескольким композиторам. На счастье, у всех у них были другие планы. Кроме Антонина Дворжака. В итоге из всего его оперного наследия именно «Русалка» обретет всемирную известность. Подобно Русалочке из сказки Ганса Христиана Андерсена, героиня оперы влюбляется в Принца. Выпрашивает для себя женский облик и душу, не ведая, что одновременно с ними обретет и способность страдать. Напрасно в своей выходной арии Русалка обращается к месяцу в небе с просьбой о помощи. Тот лишь безучастно скрывается за тучей. Любовь Русалки и Принца обречена, ведь граница мира земного и мира волшебного незыблема, и горе тому, кто попытается нарушить ее.
Исполняет:
Пумеза Матшикиза


Антонин
воржак
рия Русалки из оперы «Русалка»
Родольфо Фальво
Dicitencello vuje
Современники знали Родольфо Фальво под прозвищем «Масканьито», доставшимся ему за внешнее сходство с оперным композитором Пьетро Масканьи. Сам Фальво опер не писал, большой славы при жизни не получил, и, если бы ему сказали, что однажды в Неаполе его именем назовут улицу, то он, вероятно, просто не поверил бы в это. Почтовый служащий, сочинявший в перерывах между работой, первый гонорар Родольфо получил за рекламную песню, заказанную производителем ликеров. Как и любая реклама, мелодия быстро ушла в небытие, в отличие от других бессмертных шлягеров Фальво – одного из творцов золотого века неаполитанской песни. Лучшие его композиции позднее войдут в репертуар великих итальянских певцов – Марио дель Монако, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса, Лучано Паваротти. Увы, права на эти песни принадлежали издательству «La Canzonetta», где трудился Фальво. После неожиданного увольнения из издательства музыкант умер в полной нищете. А его вдохновенные мелодии надолго пережили автора.
Если вы вдруг окажетесь в неаполитанском кафе «Гамбринус», то вам непременно покажут столик с видом на площадь Пьяцца дель Плебисцито – место рождения знаменитой песни «Dicitencello vuje». За этим столиком 1 июля 1930 года встретились композитор Родольфо Фальво и его друг, тенор и поэт Энцо Фуско. За чашкой кофе обсуждали погоду, политику, театр и, конечно, женщин. Тогда-то Фуско и протянул приятелю листок с новыми стихами. Это было отчаянное признание робкого поклонника: не смея обратиться к девушке напрямую, он передавал свои слова любви через ее подружек. По легенде у героини стихов был конкретный адресат – неприступная красавица, в которую был влюблен сам Энцо. Имени ее история не сохранила. Зато песня, тут же написанная Родольфо Фальво на стихи друга, покорила немало сердец. В русском переводе – «Скажите, девушки» – ее записывали Леонид Утесов, Сергей Лемешев и Муслим Магомаев, англоязычная версия «Just Say I Love Her» вошла в репертуар многих американских звезд. Но истинное обаяние песни раскрывается в оригинальном неаполитанском варианте, том самом, что возник за столиком с видом на Пьяцца дель Плебисцито.
Исполняют:
Семен Антаков и концертный хор Санкт-Петербурга



Родольфо
альво
icitencello vuje
Современники знали Родольфо Фальво под прозвищем «Масканьито», доставшимся ему за внешнее сходство с оперным композитором Пьетро Масканьи. Сам Фальво опер не писал, большой славы при жизни не получил, и, если бы ему сказали, что однажды в Неаполе его именем назовут улицу, то он, вероятно, просто не поверил бы в это. Почтовый служащий, сочинявший в перерывах между работой, первый гонорар Родольфо получил за рекламную песню, заказанную производителем ликеров. Как и любая реклама, мелодия быстро ушла в небытие, в отличие от других бессмертных шлягеров Фальво – одного из творцов золотого века неаполитанской песни. Лучшие его композиции позднее войдут в репертуар великих итальянских певцов – Марио дель Монако, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса, Лучано Паваротти. Увы, права на эти песни принадлежали издательству «La Canzonetta», где трудился Фальво. После неожиданного увольнения из издательства музыкант умер в полной нищете. А его вдохновенные мелодии надолго пережили автора.
Если вы вдруг окажетесь в неаполитанском кафе «Гамбринус», то вам непременно покажут столик с видом на площадь Пьяцца дель Плебисцито – место рождения знаменитой песни «Dicitencello vuje». За этим столиком 1 июля 1930 года встретились композитор Родольфо Фальво и его друг, тенор и поэт Энцо Фуско. За чашкой кофе обсуждали погоду, политику, театр и, конечно, женщин. Тогда-то Фуско и протянул приятелю листок с новыми стихами. Это было отчаянное признание робкого поклонника: не смея обратиться к девушке напрямую, он передавал свои слова любви через ее подружек. По легенде у героини стихов был конкретный адресат – неприступная красавица, в которую был влюблен сам Энцо. Имени ее история не сохранила. Зато песня, тут же написанная Родольфо Фальво на стихи друга, покорила немало сердец. В русском переводе – «Скажите, девушки» – ее записывали Леонид Утесов, Сергей Лемешев и Муслим Магомаев, англоязычная версия «Just Say I Love Her» вошла в репертуар многих американских звезд. Но истинное обаяние песни раскрывается в оригинальном неаполитанском варианте, том самом, что возник за столиком с видом на Пьяцца дель Плебисцито.
Исполняют:
Семен Антаков и концертный хор Санкт-Петербурга



Родольфо
альво
icitencello vuje
Себастьян Ирадьер
La Paloma
В молодости Себастьян Ирадьер служил органистом и преподавал в Мадридской консерватории. С 1850-х жил в Париже, где среди его друзей были Проспер Мериме и Джоаккино Россини, а среди учениц – сама императрица Евгения, супруга Наполеона III. Но самым ярким моментом его жизни стала поездка на Кубу. Здесь музыкант изучал местную культуру, записывал песни и танцы, а вернувшись в Европу, ввел в моду жанр зажигательной хабанеры. О том, насколько были популярны сочинения Ирадьера во Франции, говорит удивительный факт: когда Жорж Бизе писал оперу «Кармен», то для выходной арии героини решил использовать один из известных «народных» мотивов – его пели повсюду. Лишь после премьеры Бизе выяснил, что у мелодии, на основе которой он создал свою «Хабанеру», был автор – Себастьян Ирадьер, и название – «El arreglito» («Помолвка»). Авторство другой хабанеры Ирадьера никогда никем не оспаривалось: его знаменитая La Paloma вошла в список самых известных мелодий по всему миру.
В истории жанра хабанеры было много перемещений и путешествий. Сначала с крестьянских праздников в бальные залы Европы перекочевал деревенский танец контрданс. Затем на кораблях колонизаторов он был завезен на Кубу. Воспитанные на степенных менуэтах, европейцы считали контрданс динамичным и демократичным. Жители Гаваны были другого мнения. В «импортный» танец они добавили местные ритмы и интонации, так появился «danza habanera» – «гаванский танец». Обратно в Европу преображенный до неузнаваемости контрданс привез испанец Себастьян Ирадьер. Его страстные хабанеры завоевали публику Парижа, Мадрида и других городов. А самая популярная из них «La Paloma» («Голубка») – облетела весь мир. На разных языках ее исполняли оперные певцы, поп-звезды и рокеры, джазовые музыканты и военные духовые оркестры. 10 лет назад вышел комплект дисков «La Paloma – One Song for all World», на котором разные варианты хабанеры звучат на протяжении пяти часов. Причем, авторы проекта уверяют, что с трудом отобрали материал из нескольких тысяч кавер-версий «Голубки»!
Исполняют:
Пумеза Матшикиза и Концертный хор Санкт-Петербурга

Команда формейшн «Вера»
Танцевально-спортивный клуб «Дуэт»
Себастьян
радьер
a Paloma
В молодости Себастьян Ирадьер служил органистом и преподавал в Мадридской консерватории. С 1850-х жил в Париже, где среди его друзей были Проспер Мериме и Джоаккино Россини, а среди учениц – сама императрица Евгения, супруга Наполеона III. Но самым ярким моментом его жизни стала поездка на Кубу. Здесь музыкант изучал местную культуру, записывал песни и танцы, а вернувшись в Европу, ввел в моду жанр зажигательной хабанеры. О том, насколько были популярны сочинения Ирадьера во Франции, говорит удивительный факт: когда Жорж Бизе писал оперу «Кармен», то для выходной арии героини решил использовать один из известных «народных» мотивов – его пели повсюду. Лишь после премьеры Бизе выяснил, что у мелодии, на основе которой он создал свою «Хабанеру», был автор – Себастьян Ирадьер, и название – «El arreglito» («Помолвка»). Авторство другой хабанеры Ирадьера никогда никем не оспаривалось: его знаменитая La Paloma вошла в список самых известных мелодий по всему миру.
В истории жанра хабанеры было много перемещений и путешествий. Сначала с крестьянских праздников в бальные залы Европы перекочевал деревенский танец контрданс. Затем на кораблях колонизаторов он был завезен на Кубу. Воспитанные на степенных менуэтах, европейцы считали контрданс динамичным и демократичным. Жители Гаваны были другого мнения. В «импортный» танец они добавили местные ритмы и интонации, так появился «danza habanera» – «гаванский танец». Обратно в Европу преображенный до неузнаваемости контрданс привез испанец Себастьян Ирадьер. Его страстные хабанеры завоевали публику Парижа, Мадрида и других городов. А самая популярная из них «La Paloma» («Голубка») – облетела весь мир. На разных языках ее исполняли оперные певцы, поп-звезды и рокеры, джазовые музыканты и военные духовые оркестры. 10 лет назад вышел комплект дисков «La Paloma – One Song for all World», на котором разные варианты хабанеры звучат на протяжении пяти часов. Причем, авторы проекта уверяют, что с трудом отобрали материал из нескольких тысяч кавер-версий «Голубки»!
Исполняют:
Пумеза Матшикиза и Концертный хор Санкт-Петербурга

Команда формейшн «Вера»
Танцевально-спортивный клуб «Дуэт»
Себастьян
радьер
a Paloma
Эрнесто де Куртис
Non ti scordar di me
«Милан работает, Рим ест, Венеция спит, а Неаполь поет» – такая пословица есть у итальянцев. Разумеется, в Риме, Милане и Венеции тоже поют, как и во всех городах Италии. Но лишь Неаполь может гордиться созданием собственного жанра – неаполитанской песни. Одним из ее творцов и был Эрнесто де Куртис. Свои песни композитор часто писал на стихи родного брата – художника, скульптора и поэта (да-да, в Неаполе также рисуют и пишут стихи). Слушателям нравится думать, что за созданием композиций стоят любовные истории их авторов. В случае с самой знаменитой песней братьев Куртис – «Вернись в Сорренто» – все гораздо прозаичнее. Ее заказал мэр Сорренто к приезду в свой город итальянского премьер-министра, у которого градоначальник собирался выпросить дополнительное финансирование. Куртис вообще часто писал на заказ.Страстные, мелодичные песни композитора нередко используют современные кинематографисты. Сам Эрнесто де Куртис успел застать эру звукового кино и даже создать несколько композиций специально для европейских фильмов. Так появился и один из последних его «шлягеров» – песня «Не забывай меня» – Non ti scordar di me.
Неаполитанского тенора Беньямино Джильи называли «вторым Карузо». Это прозвище одновременно и льстило певцу, и огорчало его. «Не Карузо Секундо, а Джильи Примо», – раздраженно поправлял он поклонников. Обладатель мягкого, сочного голоса, солист нью-йоркской «Метрополитен-оперы», Джильи знал себе цену. Когда в США случилась Великая депрессия, а театры вынужденно снизили гонорары, он тут же сказал американской публике «arrivederci», отправился в Европу, где как раз набирало обороты звуковое кино. Беньямино Джильи с разгона освоил новый жанр и снялся в 16 музыкальных фильмах. В 1935-м на экраны вышла очередная мелодрама с ним в главной роли: история овдовевшего певца, встретившего на круизном корабле свою любовь. В промежутках между сюжетными перипетиями, герой Джильи успел спеть несколько оперных арий и трижды (!) исполнить песню Non ti scordar di me Эрнесто де Куртиса, которая и дала название фильму.
Исполняют:
Игорь Морозов и Концертный хор Санкт-Петербурга

Танцевально-спортивный клуб «Дуэт»


Эрнесто ДЕ
УРТИС
ЕАПОЛИТАНСКАЯ ПЕСНЯ Non ti scordar di me
«Милан работает, Рим ест, Венеция спит, а Неаполь поет» – такая пословица есть у итальянцев. Разумеется, в Риме, Милане и Венеции тоже поют, как и во всех городах Италии. Но лишь Неаполь может гордиться созданием собственного жанра – неаполитанской песни. Одним из ее творцов и был Эрнесто де Куртис. Свои песни композитор часто писал на стихи родного брата – художника, скульптора и поэта (да-да, в Неаполе также рисуют и пишут стихи). Слушателям нравится думать, что за созданием композиций стоят любовные истории их авторов. В случае с самой знаменитой песней братьев Куртис – «Вернись в Сорренто» – все гораздо прозаичнее. Ее заказал мэр Сорренто к приезду в свой город итальянского премьер-министра, у которого градоначальник собирался выпросить дополнительное финансирование. Куртис вообще часто писал на заказ.Страстные, мелодичные песни композитора нередко используют современные кинематографисты. Сам Эрнесто де Куртис успел застать эру звукового кино и даже создать несколько композиций специально для европейских фильмов. Так появился и один из последних его «шлягеров» – песня «Не забывай меня» – Non ti scordar di me.
Неаполитанского тенора Беньямино Джильи называли «вторым Карузо». Это прозвище одновременно и льстило певцу, и огорчало его. «Не Карузо Секундо, а Джильи Примо», – раздраженно поправлял он поклонников. Обладатель мягкого, сочного голоса, солист нью-йоркской «Метрополитен-оперы», Джильи знал себе цену. Когда в США случилась Великая депрессия, а театры вынужденно снизили гонорары, он тут же сказал американской публике «arrivederci», отправился в Европу, где как раз набирало обороты звуковое кино. Беньямино Джильи с разгона освоил новый жанр и снялся в 16 музыкальных фильмах. В 1935-м на экраны вышла очередная мелодрама с ним в главной роли: история овдовевшего певца, встретившего на круизном корабле свою любовь. В промежутках между сюжетными перипетиями, герой Джильи успел спеть несколько оперных арий и трижды (!) исполнить песню Non ti scordar di me Эрнесто де Куртиса, которая и дала название фильму.
Исполняют:
Игорь Морозов и Концертный хор Санкт-Петербурга

Танцевально-спортивный клуб «Дуэт»


Эрнесто ДЕ
УРТИС
ЕАПОЛИТАНСКАЯ ПЕСНЯ Non ti scordar di me
Жорж Бизе
Цыганская песня из оперы «Кармен»
Александр (в честь Македонского) Сезар (в честь Цезаря) Леопольд (в честь императора Леопольда Первого) – так назвал сына Адольф Арман Бизе. Правда, при крещении мальчик получил имя попроще – Жорж. Сам Адольф Арман был парикмахером. Но родственники его невесты наотрез не давали согласия на брак, пока он не освоит «более приличную профессию». Хотя бы учителя пения, все лучше, чем брадобрей! Окунувшись в мир музыки, Бизе-старший никакой другой сферы для сына уже не предполагал. Напрасно маленький Жорж говорил, что станет писателем и часами читал. Книги родители отбирали, мальчика усаживали за рояль. Услышав его игру, сам Ференц Лист воскликнул: «Бог мой, я считал, что это может исполнить только один человек – я. Оказывается, нас двое»! Однако стезя исполнителя казалась юному Бизе бесперспективной. Теперь Жорж мечтал, что его однажды имя встанет в ряд со знаменитыми композиторами. И действительно добился этого. Но со временем. Не все написанное им останется в истории и в репертуаре. Но лучшие опусы Жоржа Бизе станут истинными «шлягерами от классической музыки». Это и опера «Искатели жемчуга», и музыка к драме «Арлезианка» и, прежде всего, «Кармен» – последнее сочинение композитора, так и не заставшего триумфа своей оперной героини.
Оперным героям не часто ставят памятники. Кармен такой чести удостоилась – статуя свободолюбивой цыганки стоит в Севилье, на том самом месте, где ее настигла смерть от руки Хозе. Сам Жорж Бизе здесь никогда не бывал, он вообще ни разу не ездил в Испанию! Опера «Кармен» принесла композитору мировое имя, но, увы, после смерти. «Что подумали вы об этой бесстыдной женщине, которая из объятий погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает ее позорной жизни?» – негодовали рецензенты после спектакля. Современники Бизе увидели в героине развратную преступницу. Кармен – роковую красавицу, готовую умереть за право самой выбирать, как ей жить и кого любить, никто тогда не заметил! Композитор умер через три месяца после злополучной премьеры. Сегодня его опера остается одной из самых репертуарных в мире, а партия Кармен – мечтой любой певицы меццо-сопрано.
Исполняют:
Майя Гоур

Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона



Жорж
ИЗЕ
ыганская песня из оперы «Кармен»
Александр (в честь Македонского) Сезар (в честь Цезаря) Леопольд (в честь императора Леопольда Первого) – так назвал сына Адольф Арман Бизе. Правда, при крещении мальчик получил имя попроще – Жорж. Сам Адольф Арман был парикмахером. Но родственники его невесты наотрез не давали согласия на брак, пока он не освоит «более приличную профессию». Хотя бы учителя пения, все лучше, чем брадобрей! Окунувшись в мир музыки, Бизе-старший никакой другой сферы для сына уже не предполагал. Напрасно маленький Жорж говорил, что станет писателем и часами читал. Книги родители отбирали, мальчика усаживали за рояль. Услышав его игру, сам Ференц Лист воскликнул: «Бог мой, я считал, что это может исполнить только один человек – я. Оказывается, нас двое»! Однако стезя исполнителя казалась юному Бизе бесперспективной. Теперь Жорж мечтал, что его однажды имя встанет в ряд со знаменитыми композиторами. И действительно добился этого. Но со временем. Не все написанное им останется в истории и в репертуаре. Но лучшие опусы Жоржа Бизе станут истинными «шлягерами от классической музыки». Это и опера «Искатели жемчуга», и музыка к драме «Арлезианка» и, прежде всего, «Кармен» – последнее сочинение композитора, так и не заставшего триумфа своей оперной героини.
Оперным героям не часто ставят памятники. Кармен такой чести удостоилась – статуя свободолюбивой цыганки стоит в Севилье, на том самом месте, где ее настигла смерть от руки Хозе. Сам Жорж Бизе здесь никогда не бывал, он вообще ни разу не ездил в Испанию! Опера «Кармен» принесла композитору мировое имя, но, увы, после смерти. «Что подумали вы об этой бесстыдной женщине, которая из объятий погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает ее позорной жизни?» – негодовали рецензенты после спектакля. Современники Бизе увидели в героине развратную преступницу. Кармен – роковую красавицу, готовую умереть за право самой выбирать, как ей жить и кого любить, никто тогда не заметил! Композитор умер через три месяца после злополучной премьеры. Сегодня его опера остается одной из самых репертуарных в мире, а партия Кармен – мечтой любой певицы меццо-сопрано.
Исполняют:
Майя Гоур

Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона



Жорж
ИЗЕ
ыганская песня из оперы «Кармен»
Джордж Гершвин
I GOT PLENTY O' NUTTIN' из оперы «Порги и Бесс»
По улицам разъезжают автомобили с огромными фарами, мужчины дымят толстыми сигарами, а из каждого кафе доносятся мелодии последнего бродвейского шоу.... Такова Америка 20–30-годов прошлого века, Америка Джорджа Гершвина – первого и непревзойденного классика Нового Света…
Мюзиклы Гершвина били кассовые рекорды. Сам он мог бы наслаждаться славой автора песен, которые знает каждый американец. Но Джордж мечтал о другом: не изменяя своему родному языку – джазу, встать в ряд композиторов, музыка которых пропишется не на бродвейских подмостках, а в залах, где исполняют почтенную классику. И у него получилось. После очередной премьеры Гершвина известный американский критик Вальтер Дамрош писал: «Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо».
В середине 1920-х годов в одном из бедных кварталов Чарльстона нередко можно было встретить некоего Сэмюэла Смоллза или «Сэма с козьей повозкой». Темнокожий безногий калека действительно передвигался на тележке, запряженной козой, что не мешало ему быть заядлым игроком, вором и пьяницей и доставлять немало хлопот полиции. Знал о репутации Сэма и писатель ДюБоз Хейуорд. Но задумывая свой новый роман, он вывел Смоллза под новым именем – Порги, и сделал его романтическим героем, готовым отправиться на поиски своей возлюбленной хоть на край света. Джордж Гершвин пошел еще дальше: он выпустил персонажей романа Хейуорда на сцену, причем оперную! «Порги и Бесс» стала первой в истории американской оперой, а ария Порги I Got Plenty O' Nuttin' получила популярность в исполнении сотен знаменитостей. «У меня есть небо, солнце, моя девушка и моя песня», – поет безногий бедняк, уверяя, что для счастья большего и не требуется.
Исполняет:
Матеус Франса


Джордж
ершвин
GOT PLENTY O' NUTTIN' ИЗ ОПЕРЫ «ПОРГИ И БЕСС»
По улицам разъезжают автомобили с огромными фарами, мужчины дымят толстыми сигарами, а из каждого кафе доносятся мелодии последнего бродвейского шоу.... Такова Америка 20–30-годов прошлого века, Америка Джорджа Гершвина – первого и непревзойденного классика Нового Света…
Мюзиклы Гершвина били кассовые рекорды. Сам он мог бы наслаждаться славой автора песен, которые знает каждый американец. Но Джордж мечтал о другом: не изменяя своему родному языку – джазу, встать в ряд композиторов, музыка которых пропишется не на бродвейских подмостках, а в залах, где исполняют почтенную классику. И у него получилось. После очередной премьеры Гершвина известный американский критик Вальтер Дамрош писал: «Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо».
В середине 1920-х годов в одном из бедных кварталов Чарльстона нередко можно было встретить некоего Сэмюэла Смоллза или «Сэма с козьей повозкой». Темнокожий безногий калека действительно передвигался на тележке, запряженной козой, что не мешало ему быть заядлым игроком, вором и пьяницей и доставлять немало хлопот полиции. Знал о репутации Сэма и писатель ДюБоз Хейуорд. Но задумывая свой новый роман, он вывел Смоллза под новым именем – Порги, и сделал его романтическим героем, готовым отправиться на поиски своей возлюбленной хоть на край света. Джордж Гершвин пошел еще дальше: он выпустил персонажей романа Хейуорда на сцену, причем оперную! «Порги и Бесс» стала первой в истории американской оперой, а ария Порги I Got Plenty O' Nuttin' получила популярность в исполнении сотен знаменитостей. «У меня есть небо, солнце, моя девушка и моя песня», – поет безногий бедняк, уверяя, что для счастья большего и не требуется.
Исполняет:
Матеус Франса


Джордж
ершвин
GOT PLENTY O' NUTTIN' ИЗ ОПЕРЫ «ПОРГИ И БЕСС»
Мириам Макеба
PATA PATA
«Что бы я ни пела, я пою о своем опыте, о своей Африке», – так говорила уроженка ЮАР Мириам Макеба, известная под прозвищем «Мама Африка». О своем континенте и непростой жизни на нем, она не только пела, но и говорила. После выступления в ООН против апартеида, Макеба была лишена права вернуться на родину и более 30 лет прожила в изгнании. Но и тогда продолжала петь на языках, знакомых ей с детства – золу, косу, свази… Непонятные слова, непривычная фонетика – все это не мешало ее песням находить отклик у публики Европы и США. Мириам Макеба стала первой африканской певицей, завоевавшей статус международной звезды. «Ее музыка вселяла в нас сильное чувство надежды», – признавался Нельсон Мандела. Придя к власти, он лично пригласил певицу вернуться в ЮАР. Оттуда Мириам Макеба продолжала гастролировать по миру и петь – буквально до последней минуты. Жизнь «Мамы Африки» оборвалась после исполнения ее главного хита – песни «Пата-Пата».
«По вечерам каждую пятницу и субботу наступает время Пата Пата! Танец длится всю ночь, пока не взойдет утреннее солнце», – эти строки на английском Мириам Макеба добавила в свою песню на африканском языке коса, когда записывала ее американскую версию. Прежняя публика Макебы в таких комментариях не нуждалась, ведь исполнять эту композицию, она начала еще в юности в Йоханнесбурге, где о танце пата-пата и так знал каждый. Сама Мириам называла песню самой незначительной из всего, написанного и спетого ею, и всегда удивлялась, что именно «Пата Пата» получила наибольшую популярность. Ее пели повсюду, и, куда бы ни приезжала с гастролями «Мама Африка» – в чопорный Старый Свет, в страны Латинской Америки, или на родину, в ЮАР, от нее всегда ждали зажигательную «Пата Пата» о танце до рассвета, об умении радоваться и веселиться несмотря ни на что.
Исполняют:
Пумеза Матшикиза, Борислав Струлёв и Концертный хор Санкт-Петербурга

Команда формейшн «Вера»
Мириам
акеба
ATA PATA
«Что бы я ни пела, я пою о своем опыте, о своей Африке», – так говорила уроженка ЮАР Мириам Макеба, известная под прозвищем «Мама Африка». О своем континенте и непростой жизни на нем, она не только пела, но и говорила. После выступления в ООН против апартеида, Макеба была лишена права вернуться на родину и более 30 лет прожила в изгнании. Но и тогда продолжала петь на языках, знакомых ей с детства – золу, косу, свази… Непонятные слова, непривычная фонетика – все это не мешало ее песням находить отклик у публики Европы и США. Мириам Макеба стала первой африканской певицей, завоевавшей статус международной звезды. «Ее музыка вселяла в нас сильное чувство надежды», – признавался Нельсон Мандела. Придя к власти, он лично пригласил певицу вернуться в ЮАР. Оттуда Мириам Макеба продолжала гастролировать по миру и петь – буквально до последней минуты. Жизнь «Мамы Африки» оборвалась после исполнения ее главного хита – песни «Пата-Пата».
«По вечерам каждую пятницу и субботу наступает время Пата Пата! Танец длится всю ночь, пока не взойдет утреннее солнце», – эти строки на английском Мириам Макеба добавила в свою песню на африканском языке коса, когда записывала ее американскую версию. Прежняя публика Макебы в таких комментариях не нуждалась, ведь исполнять эту композицию, она начала еще в юности в Йоханнесбурге, где о танце пата-пата и так знал каждый. Сама Мириам называла песню самой незначительной из всего, написанного и спетого ею, и всегда удивлялась, что именно «Пата Пата» получила наибольшую популярность. Ее пели повсюду, и, куда бы ни приезжала с гастролями «Мама Африка» – в чопорный Старый Свет, в страны Латинской Америки, или на родину, в ЮАР, от нее всегда ждали зажигательную «Пата Пата» о танце до рассвета, об умении радоваться и веселиться несмотря ни на что.
Исполняют:
Пумеза Матшикиза, Борислав Струлёв и Концертный хор Санкт-Петербурга

Команда формейшн «Вера»
Мириам
акеба
ATA PATA
Лучио Далла
CARUSO
Лучо Далла работал в разных жанрах. Подростком, в 1960-е, начал играть джаз. В 2000-х, под впечатлением от музыки Пуччини, написал оперу-мюзикл «Тоска». А еще – снимался в кино, создавал саундтреки к фильмам, владел галереей современного искусства, интересовался философией, был страстным футбольным болельщиком и всегда носил в ухе сережку, подаренную Марадоной. Но главными оставались его песни. С ними Далла выступал сам, их исполняли звезды разных поколений от Джанни Моранди до Лары Фабиан, от Лучано Паваротти до Андреа Бочелли. Уроженец Болоньи, Лучо был влюблен в Неаполь и уверял, что не было в его жизни дня, в течение которого он по 2–3 раза не подумал о том, как хорошо бы было оказаться в этом городе. Далло упорно учил неаполитанский диалект, исполнял и записывал старые неаполитанские песни. В Неаполе он сочинил и самую известную свою композицию – «Карузо».
«Король бельканто», «Бог оперной сцены» – какими только эпитетами не награждали Энрико Карузо. Никто из современников не получал такие гонорары как он. Ничьи записи не продавались такими тиражами. Где бы ни выступал Карузо, его повсюду окружала всенародная любовь. Повсюду, кроме Неаполя. Однажды, уже будучи всемирной знаменитостью, Энрике приехал в город своего детства и получил крайне холодный прием. Певец рассердился и пообещал больше никогда не петь перед здешней публикой. Обещание он сдержал. Но в Неаполь вернулся. Не для того, чтобы выступать. Неизлечимо больной, он ехал сюда, чтобы окончить жизнь там, где начал ее. Последние дни Карузо провел в неаполитанских отелях с видом на залив. Годы спустя в одном из этих отелей практически случайно оказался композитор Лучо Далла. Поздно вечером он сидел на балконе и представлял себе, что чувствовал, о чем думал первый тенор эпохи, прощаясь с миром. Так появилась песня «Карузо», которая стала данью памяти великому неаполитанцу и самой известной композицией Лучо Далла.
Исполняют:
Витторио Григоло и Концертный хор Санкт-Петербурга



Лучо
алла
ARUSO
Лучо Далла работал в разных жанрах. Подростком, в 1960-е, начал играть джаз. В 2000-х, под впечатлением от музыки Пуччини, написал оперу-мюзикл «Тоска». А еще – снимался в кино, создавал саундтреки к фильмам, владел галереей современного искусства, интересовался философией, был страстным футбольным болельщиком и всегда носил в ухе сережку, подаренную Марадоной. Но главными оставались его песни. С ними Далла выступал сам, их исполняли звезды разных поколений от Джанни Моранди до Лары Фабиан, от Лучано Паваротти до Андреа Бочелли. Уроженец Болоньи, Лучо был влюблен в Неаполь и уверял, что не было в его жизни дня, в течение которого он по 2–3 раза не подумал о том, как хорошо бы было оказаться в этом городе. Далло упорно учил неаполитанский диалект, исполнял и записывал старые неаполитанские песни. В Неаполе он сочинил и самую известную свою композицию – «Карузо».
«Король бельканто», «Бог оперной сцены» – какими только эпитетами не награждали Энрико Карузо. Никто из современников не получал такие гонорары как он. Ничьи записи не продавались такими тиражами. Где бы ни выступал Карузо, его повсюду окружала всенародная любовь. Повсюду, кроме Неаполя. Однажды, уже будучи всемирной знаменитостью, Энрике приехал в город своего детства и получил крайне холодный прием. Певец рассердился и пообещал больше никогда не петь перед здешней публикой. Обещание он сдержал. Но в Неаполь вернулся. Не для того, чтобы выступать. Неизлечимо больной, он ехал сюда, чтобы окончить жизнь там, где начал ее. Последние дни Карузо провел в неаполитанских отелях с видом на залив. Годы спустя в одном из этих отелей практически случайно оказался композитор Лучо Далла. Поздно вечером он сидел на балконе и представлял себе, что чувствовал, о чем думал первый тенор эпохи, прощаясь с миром. Так появилась песня «Карузо», которая стала данью памяти великому неаполитанцу и самой известной композицией Лучо Далла.
Исполняют:
Витторио Григоло и Концертный хор Санкт-Петербурга



Лучо
алла
ARUSO
Джордж Гершвин
Колыбельная Клары из
оперы «Порги и Бесс»
Как ни удивительно, будущие родители Джорджа Гершвина ходили по тем же улицам, что и мы сегодня: в США они эмигрировали из Санкт-Петербурга. Но их сын Джордж родился уже в Нью-Йорке, чьи звуки стали кровью и плотью его удивительной музыки. Гершвин часто сожалел, что не получил серьезного академического музыкального образования. Уже знаменитым композитором, он не раз обращался к именитым коллегам с просьбой дать ему уроки. По легенде то ли Морис Равель, то ли Игорь Стравинский на эту просьбу ответил вопросом: сколько же зарабатывает мистер Гершвин? И, услышав сумму, рассмеялся: «Тогда это я должен брать у вас уроки!» Но дело, конечно, было не в гонорарах. Европейские композиторы и педагоги понимали: образованных музыкантов много, Гершвин – один!
Самыми популярными номерами любой оперы обычно становятся арии главных героев. Именно они попадают в концертные программы, обретая отдельную от оперной партитуры судьбу. Таковы арии Фигаро, Кармен, Фауста – список можно продолжать до бесконечности! В случае с «Порги и Бесс» Гершвина случилось по-другому. Далеко не каждый вспомнит, что пела главная героиня Бесс, а ведь вокруг нее крутится весь сюжет! Зато нет на свете человека, который ни разу не слышал колыбельную Summertime. Ее в начале оперы Гершвина исполняет второстепенный персонаж – соседка Порги, Клара. В хижине на краю рыбацкой деревушки она убаюкивает ребенка. Увы, к концу оперы сын Клары окажется сиротой – лодка его отца перевернется в море в шторм. Но пока Клара обещает малышу сказочную долгую жизнь, а в звуках ее колыбельной звучит само дыхание жаркой летней ночи.
Исполняют:
Пумеза Матшикиза, Борислав Струлёв и Концертный хор Санкт-Петербурга



Джордж
ершвин
олыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
Как ни удивительно, будущие родители Джорджа Гершвина ходили по тем же улицам, что и мы сегодня: в США они эмигрировали из Санкт-Петербурга. Но их сын Джордж родился уже в Нью-Йорке, чьи звуки стали кровью и плотью его удивительной музыки. Гершвин часто сожалел, что не получил серьезного академического музыкального образования. Уже знаменитым композитором, он не раз обращался к именитым коллегам с просьбой дать ему уроки. По легенде то ли Морис Равель, то ли Игорь Стравинский на эту просьбу ответил вопросом: сколько же зарабатывает мистер Гершвин? И, услышав сумму, рассмеялся: «Тогда это я должен брать у вас уроки!» Но дело, конечно, было не в гонорарах. Европейские композиторы и педагоги понимали: образованных музыкантов много, Гершвин – один!
Самыми популярными номерами любой оперы обычно становятся арии главных героев. Именно они попадают в концертные программы, обретая отдельную от оперной партитуры судьбу. Таковы арии Фигаро, Кармен, Фауста – список можно продолжать до бесконечности! В случае с «Порги и Бесс» Гершвина случилось по-другому. Далеко не каждый вспомнит, что пела главная героиня Бесс, а ведь вокруг нее крутится весь сюжет! Зато нет на свете человека, который ни разу не слышал колыбельную Summertime. Ее в начале оперы Гершвина исполняет второстепенный персонаж – соседка Порги, Клара. В хижине на краю рыбацкой деревушки она убаюкивает ребенка. Увы, к концу оперы сын Клары окажется сиротой – лодка его отца перевернется в море в шторм. Но пока Клара обещает малышу сказочную долгую жизнь, а в звуках ее колыбельной звучит само дыхание жаркой летней ночи.
Исполняют:
Пумеза Матшикиза, Борислав Струлёв и Концертный хор Санкт-Петербурга



Джордж
ершвин
олыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
Ари Баррозу
Aquarela do Brasil
В 1940-е году Ари Баррозу получил предложение переехать из Бразилии в США и работать в Голливуде. Но он отказался: страстный фанат футбольного клуба «Фламенго», Ари не захотел покидать Рио-де-Жанейро и расставаться с любимой командой! Помимо музыки, в его жизни было много других профессий. Дипломированный юрист, Баррозу адвокатской практикой никогда не занимался. Зато работал диктором, репортером и ведущим ток-шоу на радио, был юмористом, продюсером, политиком и общественным деятелем. Популярность он получил и как футбольный комментатор: репортажи Баррозу с матчей собирали перед радиоприемниками всех, кто не сумел попасть на трибуны стадиона, а каждый забитый игроками гол он отмечал виртуозным соло на губной гармошке! И все же в историю Ари Баррозу вошел прежде всего как композитор. Его саундтрек к фильму «Рио-де-Жанейро» был номинирован на «Оскар». А его самба «Aquarela do Brasil» вошла в список самых записываемых латиноамериканских композиций в истории.
Однажды в Бразилии шел дождь, что, впрочем, здесь не редкость. Лишенный возможности выйти из дома, композитор Ари Баррозу стоял у окна, наблюдая за каплями на стекле. Затем сел за рояль. Взял два аккорда и тут же, под шум ливня, сочинил новую песню. Позднее Баррозу признавался, что она «пришла к нему» сразу, целиком – слова и музыка, а дописав последние ноты, он «почувствовал себя новым человеком». «Aquarela do Brasil» далеко не сразу получила популярность. На ближайшем карнавале в Рио, в 1940-м, она даже не вошла в шорт-лист номинантов на лучшую композицию. Мировым хитом самба Баррозу стала после того, как в 1942 году ее включил в полнометражный мультфильм «Saludos Amigos» («Привет, друзья») Уолт Дисней. С тех пор «Aquarela do Brasil» прозвучала почти в 30 фильмах – от местной бразильской кинопродукции до одного из эпизодов «Звездных войн»!
Исполняют:
Матеус Франса и Концертный хор Санкт-Петербурга

Шоу-балет «Антре»
Шоу-балет «Триумф»
ари
аррозу
quarela do Brasil