«После смерти Наполеона нашелся еще один человек, о котором все время толкуют повсюду: в Москве и Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькутте», – говорил о Россини писатель Стендаль. Сын оркестранта-валторниста и оперной певицы, Джоаккино с детства знал театральное закулисье. Его будущие родители познакомились, выступая с разными провинциальными труппами. Продолжили гастролировать и после того, как «служебный роман» окончился свадьбой и рождением сына. Отличный голос мальчика давал им надежды на его большое вокальное будущее, озорной нрав – внушал опасения. Наказания не помогали. Взяться за ум помогло увлечение композицией. Первую из своих 39 опер Россини сочинил четырнадцатилетним подростком. Последнюю – в 37 лет, на пике всемирной славы. После этого композитор проживет почти четыре десятилетия. Будет сочинять духовную музыку, пьесы с забавными названиями, отражающими его страстное увлечение кулинарией («Романтические отбивные», «Закуски») или ухудшающееся здоровье («Болеутоляющая музыка», «Астматический этюд»). Но опер больше не создаст. Ни одной. Отчего? Это так и останется загадкой. Написанного ранее вполне хватило, чтобы навсегда вознести имя Россини на вершину оперного Олимпа.
рия Золушки из оперы «золушка»
Никакой феи-крестной, злой мачехи, мало того – никакой хрустальной туфельки в опере Россини «Золушка» нет! Тыква здесь не превращается в карету (но зато и карета тыквой не обернется), а Принц меняется нарядом со своим слугой, чтобы найти себе жену – ту самую, единственную, кто полюбит его не за королевскую кровь и богатство, а за личные качества. Чудно, да и только! Готовя представление к зимнему Римскому карнавалу 1817 года, Россини и его либреттисты переделали знакомую сказку с волшебством и превращениями в оперу-буфф с переодеваниями и комическими сценами. Без изменений остались образы спесивых, глупых сестер и самой Золушки – бедной служанки в собственной семье, замарашки с добрым сердцем. В финале она, как и положено, станет невестой наследника престола. И споет по этому поводу виртуознейшую арию.
рия дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник»
В феврале 1816 года в римском театре «Аржентино» давали премьеру. После окончания I действия из здания выскочил человек, сел в карету и укатил в неизвестном направлении. Это был Джоаккино Россини. Композитор бежал из театра. Его «Севильский цирюльник» провалился! Истоки этого провала, как ни удивительно, вели … на Дворцовую площадь Санкт-Петербурга! Здесь, в Зимнем дворце еще в 1782 году была поставлена опера «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность» итальянца Джованни Паизиелло – в ту пору придворного композитора Екатерины II. После успеха в России опера быстро завоевала Европу. Авторитет Паизиелло был столь высок, что молодой Россини письменно испросил у него разрешения взять в качестве либретто ту же пьесу Бомарше. Тот дал согласие. Но проявил предосторожность (конечно, тщетную!). По слухам, именно Паизиелло нанял клакеров, устроивших на первом спектакле наглеца-Россини свист и крики. Впрочем, не будет клеветать. Возможно, почитатели Паизиелло затеяли скандал по собственной воле. В любом случае совсем скоро «Цирюльник» Россини затмил оперу его старшего коллеги. И, словно ответом на давнюю историю, на Дворцовой прозвучит знаменитая ария «Клевета» дона Базилио.